Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Тестирование методом свободного поиска (exploratory testing) – выездной тренинг в подмосковном пансионате
19.01.2016 11:45

В прошлые годы нами был успешно опробован формат выездных образовательных week-end’ов. По результатам отличных отзывов, 26-28 февраля в Подмосковье будет проведена выездная школа тестировщиков.

Отдых, обучение, знакомства, связи - и всё это без отрыва от работы!

Школа тестировщиков будет длиться c пятницы 26 февраля (заезд в 14-00) до воскресенья 28 февраля (выезд в 18-00) и пройдёт недалеко от Москвы в загородном клубе  «Усадьба».

Тренер: Баранцев Алексей

На протяжении школы вас ждёт активное обучение в неформальной обстановке.

Формат школы: 26 февраля с 15-00 до 19-00 тренинг + знакомство, тематические игры, разбор реальных ситуаций, обсуждения.
27 февраля: с 10-00 до 16-00 тренинг, с 18-00 до 20-00 тематические игры, разбор реальных ситуаций, обсуждения.
28 февраля: с 11-00 до 18-00 тренинг.

До 30 января действует льготная цена на участие.

Описание школы и ее программа

Тестирование методом свободного поиска, или тестирование без заранее спроектированных тестов, выполняемых в точном соответствии с планом -- это, наверное, единственный подход к тестированию, который эффективно работает в условиях неопределенности:

  • когда требований нет или они часто меняются,
  • когда на ранних этапах разработки отдельные части программы уже работают, но некоторые еще не реализованы,
  • когда программа активно эволюционирует и не удается зафиксировать тесты,
  • когда тестировщик осваивает новую предметную область или новый вид тестирования,
  • когда тестировщик начинает использовать новые методы тест-дизайна, опыта применения которых у него нет,
  • когда цели следующей итерации тестирования меняются в зависимости от результатов предыдущей итерации,
  • когда все остальные подходы уже исчерпали себя, а пользователи почему-то все равно не считают наш продукт идеальным :)

Предварительное проектирование тестов -- это попытка построить тактический план тестирования, попытка декомпозировать задачу тестирования до уровня отдельных тестов.

Однако неопределенность мешает построить стабильный тактический план, поскольку в процессе его выполнения обнаруживается новая информация, приводящая к изменению планов и первоначальных оценок.

Что же делать?

 

Если неопределенность высока, надо отказаться от предварительного проектирования тестов и низкоуровневых планов тестирования. Это позволит сохранить гибкость, даст возможность быстро реагировать на появление новой информации и подстраиваться к изменившейся ситуации.

Надо перейти к тестированию методом свободного поиска.

А как же контроль и учет? Можно ли при этом сохранить управляемость процесса тестирования?

Можно. Свобода не должна превращаться в хаос и анархию. Вы можете двигаться любым путем, но прийти в нужную точку. Вы можете делать работу в любом порядке, но сделать всю. Свобода на тактическом уровне прекрасно сочетается с хорошей управляемостью на стратегическом уровне.

Кроме того, это дополнительно дает возможность тестировщикам локально оптимизировать свою работу -- проектировать наиболее подходящие тестовые сценарии и данные, определять наиболее удобную последовательность выполнения тестов, может быть даже полностью отказаться от такого понятия как "тест" и перейти к использованию "check-листов", "cheet-листов", "idea-листов".

Идеологи и энтузиасты тестирования методом свободного поиска выработали ряд приемов, которые на первый взгляд могут показаться противоречащими традиционным практикам, но на самом деле обеспечивают хорошее качество тестирования и высокую производительность труда в условиях "тактической свободы действий":

  • тестирование "по целям", а не "по плану",
  • "сеансовое" тестирование (час тестируем - час не тестируем),
  • тестирование силами "дорогих" тест-дизайнеров, а не "дешевых" тест-инженеров,
  • и даже полная замена последних первыми (конечно, не путем увольнения, а путем повышения квалификации),
  • "парное тестирование" (двое тестировщиков за одним компьютером),
  • фиксация тестов в учетных системах не до, а после тестирования,
  • использование альтернативных методов оценки полноты и качества тестирования.

Разумеется, это требует перестройки отношения к тестированию со стороны руководства, и отношения тестировщиков к руководству. Чтобы тестировать "по целям", а не "по плану" надо научиться формулировать и согласовывать цели, надо научиться получать от руководства "заказ" на тестирование, надо научиться представлять результаты тестирования и давать ответ на вопрос "сколько протестировано и сколько еще осталось" в условиях, когда нет ни плана, ни тестов.

Да, все это предъявляет дополнительные требования к квалификации тестировщиков, но результатом является заметное повышение их производительности труда. А для тестировщиков это означает, что они могут задействовать не только руки, но и мозг, что превращает тестирование из рутины в увлекательнейшее занятие.

Конечно, вряд ли всего за один день я смогу помочь вам повысить вашу производительность тестирования в разы. Но я покажу вам направление, двигаясь в котором вы сможете достичь такого эффекта.

Я расскажу о том, какие приемы можно внедрить быстро и получить немедленный результат, а какие потребуют длительной "притирки" к конкретному проекту и даже к индивидуальному стилю тестирования. Я расскажу о том, когда не стоит применять тестирование методом свободного поиска. Я расскажу, как можно автоматизировать (до определенной степени, конечно) свободный поиск.

Я расскажу все, что знаю.

А дальше вам предстоит двигаться самостоятельно, потому что это один из постулатов тестирования методом свободного поиска -- адаптация применяемых приемов и техник к меняющейся ситуации для максимально эффективного достижения поставленных целей тестирования.

После завершения обучения слушатели:

  • Будут иметь представление о различных парадигмах тестирования
  • Будут знать, какие существуют подходы к оценке полноты тестирования
  • Научатся определять баланс между тестированием "по плану" и тестированием методом свободного поиска
  • Научатся применять технику "сеансов" для организации работ по тестированию
  • Научатся использовать различные техники для фиксации спроектированных и фактически выполненных тестов

Подробная программа