Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Три внятных диаграммы про исследовательское тестирование
13.04.2017 09:00

Оригинал статьи: https://dojo.ministryoftesting.com/lessons/three-digestible-diagrams-to-describe-exploratory-testing

Автор: Саймон Томес (Simon Tomes)

Перевод: Ольга Алифанова

Живой магнит для багов

Я работал со своей командой какое-то время на тот момент, и думал, что завоевал их уважение и доверие. У нас был высокорисковый сложный проект в критической стадии, и я находил баг за багом.

"Может кто-нибудь сказать Томесу, чтобы он прекратил тестировать? Он просто ломает ПО и находит больше и больше багов!"

Я буквально сдулся и почувствовал себя бессмысленным. Конечно, глубоко внутри себя я знал, что мой статус магнита для багов был несправедлив, но мне не хватало способности объяснить, почему.

Я хочу поговорить об исследовательском тестировании так, чтобы нас поняли. Когда мы пытаемся произвести впечатление или придать чересчур много важности тому, что мы делаем, мы можем вызвать смущение или даже гнев и раздражение.

К примеру, когда мы подстраиваем свой словарь, чтобы нас лучше понимали, мы можем исказить суть определения. Если мы отстаиваем точку зрения, используя терминологию, которая никому ни о чем не говорит, мы вызовем путаницу и раздражение.

Зачем объяснять "для тупых", что именно мы делаем, когда занимаемся исследовательским тестированием? Зачем молчать про ту ценность, которую команда, продукт и потребитель получают от такого подхода к тестированию? Это выглядит, как неуважение к сообществу и потребителям – мы делаем ПО, но рассказываем о том, как, некорректно и нечестно.


Нажмите на картинку, чтобы увеличить изображение

Самое трудное

Как объяснить исследовательское тестирование так, чтобы ваша команда и ваши клиенты наилучшим образом поняли его настоящую ценность?

Термин "Исследовательское тестирование" часто неверно используется и неверно понимается. Есть ситуации, когда он обрезается и просто заменяется "тестированием". Это может помочь диссоциировать его от ad hoc-тестирования, которое часто используется как синоним.

Ad hoc-тестирование обычно рандомно и состоит из "игрищ с приложением". Ему не хватает сфокусированного намерения, и оно обычно не документируется. Исследовательское же тестирование использует и сохраняет информацию, направляя свою работу, обучаясь и делясь идеями с другими людьми. Ad hoc-тестирование может наткнуться на баг, но не заметит шаблонов, возможностей и рисков так, как это умеет исследовательское тестирование.

Исследовательское тестирование помогает нам исследовать то, что перед нами, но не только и не столько само приложение – оно позволяет узнать, что это за продукт, чем он может стать. Это фантастический способ для команды объединиться вокруг общего дела. Это то, за что вам будут благодарны пользователи, достигшие своего желаемого результата.

В этой статье я пытаюсь развеять некоторое недопонимание и поделиться тремя простыми диаграммами, объясняющими ценность исследовательского тестирования.

1. Начните с "Зачем"

"Люди не покупают то, что вы делаете – они покупают то, почему вы это делаете, а то, что вы делаете, просто служит доказательством того, во что вы верите" – Симон Синек.

Симон Синек

Симон Синек советует нам начинать с вопроса "зачем". Наш мозг отвечает за чувство доверия и лояльности.

Понимание, почему мы делаем то, что мы делаем, помогает людям распознать в вас родственную душу или даже источник вдохновения. Нырните сразу в "что" и потеряете возможность установить более тесный контакт.

Кому мы продаем наш товар? Чем они мотивированы? О чем они беспокоятся? Какие проблемы их тревожат?

Начните с "зачем" и получите наилучшую возможность наладить связь с окружающими, которые, может, еще не до конца понимают ценность исследовательского тестирования.


Нажмите на картинку, чтобы увеличить изображение

2. Ошеломляющий смысл терминологии

У терминологии, использующейся для описания исследовательского тестирования, есть некоторым образом ошеломляющий смысл. Вот ряд ссылок, по которым можно узнать больше:

Всю эту терминологию объединяет одно общее слово – обучение.

Исследовательское тестирование – это обучение. Обучение тому, что происходит и тому, что может произойти. Обучение нашему восприятию мира, тому, что перед нами, и тому, как это влияет на выбор, который мы делаем. Это совместное обучение созданию лучших продуктов. Это создание окружения, благоприятствующего отношению к тестированию как к обучению.


Нажмите на картинку, чтобы увеличить изображение

3. Обращайте внимание на свои заметки и то, чем вы делитесь.

Исследовательское тестирование не значит, что в нем отсутствует документация. Никола Оуэн напоминает нам, что мы должны использовать документацию тестирования, чтобы делиться информацией и определить, с кем ей поделиться.

Итак, как же сообщить другим о том, что мы нашли? "Pass"/"Fail" довольно популярны и подходят для проверок – вы проверяете, работает ли все как ожидалось или нет – но я не думаю, что для этих слов есть место в исследовательском тестировании.

На заре своей карьеры я писал ручные тест-кейсы. Я помечал каждый кейс как pass или fail. "Прошедший" тест не вызывал ни у кого интереса. Все фокусировались на упавших кейсах. Это всегда казалось мне слегка странным, как упущенная возможность что-то обсудить.

Сейчас я группирую свои находки в четыре категории – Проблемы, Вопросы, Идеи, Похвала (ПВИП).

Рабочий пример

Представьте, что вы отвели себе час на исследование корзины покупателя с нескольких устройств, чтобы обнаружить условия, когда корзина рассинхронизирована.

Вы замечаете, что на двух разных устройствах недавно добавленные предметы появляются в корзине через различные промежутки времени. Иногда через пару секунд, иногда почти через минуту. Это кажется вам проблемой, и вы отмечаете, как вы ее нашли, снимаете видео и делаете заметку.

Вы не очень уверены, почему некоторые категории предметов не синхронизируются на разных устройствах. Возможно, для этого есть причина, и проблемы нет. Вы помечаете это как вопрос.

Идея осеняет вас. Было бы круто, если бы предметы мягко анимировались, добавляясь в корзину (или удаляясь из нее), когда корзина просматривается на другом устройстве – это показывало бы, что корзина всегда актуальна. Запишите эту идею и поделитесь ей с коллегами.

Вас очень впечатлило, что корзина синхронизируется между устройствами вне зависимости от операционной системы. Вам кажется важным поделиться этим восхищением с командой. Хвалить кого-то – это здорово!

Ваше время истекло, и вы отчитываетесь о проделанной работе. Начинается дискуссия, обмен идеями и определение следующих шагов. Ваша команда стала сплоченнее и ближе, используя ваш продукт как способ достижения этого.

Заметьте, что вам не нужен сценарий, чтобы начать. Вам не нужны подробные шаги, описывающие, что вам делать и чего ожидать. Тут нет "прошедших" и "упавших" тестов. Вы исследуете, держа в голове цель вашего тестирования, и записываете то, что вы находите.

Подход "ПВИП" пропагандирует сохранение информации и сотрудничество (см. диаграмму). ПВИП помогает снизить количество кулуарных переговоров. Или, перефразируя, приветствует открытые дискуссии.

Применяйте этот подход к исследовательским тест-историям, макетам, рабочим прототипам, бумажным прототипам, мокапам, моделям потоков данных, документации API, новым фичам, фиксам и многому другому!


Нажмите на картинку, чтобы увеличить изображение

Делайте отличные продукты

Давайте относиться к результату наших исследовательских сессий, как к продукту. Какую ценность от него должен получить пользователь? Не хотелось бы использовать продукт, от которого мало проку, и пользователи тоже проигнорируют его.

У нас есть обязанность вдохновлять других исследовательским мышлением и подходом. Смелее! Делитесь настоящей ценностью исследовательского тестирования так, чтобы не ошарашивать, не раздражать, не смущать, не умалять важность работы других и не портить им настроение. Давайте улучшать техники нашего исследовательского тестирования, сотрудничая с другими и расширяя и улучшая нашу практику и мышление.

Меня восхищает будущее исследовательского тестирования. На наших глазах происходит эволюция – или, возможно, воскрешение или осознание – исследовательского тестирования. Команды осознают, что автоматизировать все и вся – это порочная стратегия, отвлекающая от действительно значимых вещей.

Инструменты для исследовательского тестирования все еще находятся в зачаточном состоянии, и возможность помочь в их улучшении – это здорово.

Только представьте: совместные чартеры в реальном времени и сессии с поддержкой записок. Подсказывайте коллегам эвристики и оракулы. Зачем ждать отчета, если можно начать сессию совместно? Когда люди работают вместе, происходит нечто магическое. Понаблюдайте, как развивается тест-сессия прямо на ваших глазах.

Отличные продукты рождаются из вдумчивого, совместного, целенаправленного, намеренного, сфокусированного, свободного, документированного и разделенного с командой исследования.

Пользователи обожают отличные продукты. Исследовательское тестирование – это ключевой фактор для них, а мы только в начале пути.

Об авторе

Саймон верит в простоту и сотрудничество. Он начал тестировать в 2003 году и руководил командами тестирования и разработки в Rightmove и Gumtree. Он со-основатель Qeek и помогает продуктовым командам меняться, становиться креативнее и теснее сотрудничать при помощи Qeek Consulting. Саймон делится своими идеями, мыслями и находками в своем блоге. Его можно найти в Твиттере, ЛинкедИне и Slack-чате Ministry of Testing.

Обсудить в форуме