Что делать тестировщикам в условиях кризиса? |
25.01.2009 18:52 |
Весь мир говорит о кризисе. Многие компании сокращают штат, урезают бонусные программы и разными другими способами стремятся снизить расходы. Что делать в этих условиях тестировщикам и руководителям отделов тестирования, чтобы не "попасть под раздачу"? Это дыхание кризиса коснулось и меня. Что мне делать с моими сотрудниками? Какие действия предпринять, чтобы сохранить заказы и найти новые? Как сохранить команду, потому что кризис когда-нибудь закончится, а сформировать новую команду весьма непросто. И я решился поделиться с вами своими мыслями по этому поводу.
Да, тестировщики находятся в "группе риска". Тестирование часто считается наименее важной частью производства программного обеспечения. Потому что в силу специфики своей работы тестировщики ничего не производят. В самом деле, без тестирования программные продукты можно выпускать, с этим не поспоришь. Это, конечно, может негативно сказаться на качестве, но в условиях кризиса приоритеты пользователей могут меняться. В частности, они могут отдавать преимущество не более качественным, а более дешёвым продуктам, при этом, ввиду снижения качества продукта, для них будет важна скорость устранения выявленных дефектов и уровень технической поддержки в целом. Что же делать? Как справедливо отметил в своей заметке Алексей Булат, нужно "учиться, учиться и ещё раз учиться", поскольку в условиях ужесточившейся конференции выживут сильнейшие. Но поскольку все сильнейшими быть не могут, кому-то всё же придётся уйти, поэтому Алексей советует учиться не только вглубь, но и вширь, то есть осваивать смежные специальности и приготовиться к возможной смене профессии. То есть тестировщикам учиться программировать, а программистам -- тестировать. Если у вас ситуация достаточно хорошая, чтобы не сокращать, а нанимать персонал, это также можно делать разными способами. Например, вместо того, чтобы нанимать тестировщика на зарплату 40000, можно нанять менее квалифицированного за 30000 и потратить на обучение 30000. В результате через три месяца вы уже окупите расходы на обучение, а через полгода сэкономите на зарплате почти сотню тысяч. Разница в квалификации после хорошего тренинга будет почти незаметна, а риск того, что человек после обучения уйдёт в другое место, сейчас заметно снизился, поскольку предложение на рынке труда упало. В прессе появились сообщения о том, что некоторые компании решили сократить издержки весьма интересным способом -- уволить достаточно высокооплачиваемых сотрудников, чтобы, пользуясь увеличившимся предложением на рынке труда, взамен нанять более дешёвых. Если вам показалось, что описанный выше способ нанять сотрудников подешевле подталкивает как раз к этому, хочу решительно возразить. Сотрудники, которые работают в компании достаточно давно, являются носителям корпоративной культуры, они уже приспособились к окружению, они знают предметную область, в которой работает ваша компания. Это обучением компенсировать практически невозможно, поэтому замена старого сотрудника на нового это далеко не то же самое, что выбор между двумя новыми. Ещё одним вариантом сокращения издержек может стать использование бесплатных инструментов. Если у вас уже куплены лицензии на инструменты с неограниченным сроком действия -- тогда вам, конечно, всё равно. Но если вы только сейчас собираетесь купить какой-нибудь инструмент, шансы на то, что вам выделят для этого средства, заметно снизились по сравнению с тем, что было до кризиса. Поэтому имеет смысл рассмотреть в качестве альтернативы использование бесплатных инструментов. Информации о них на русском языке сейчас уже достаточно много, появились тренинги, а иногда даже компании, которые занимаются внедрением и техподдержкой.
Разумеется, все вышеизложенное не претендует на полноту и систематичность, это только мои размышления "о текущем моменте". А как вы боретесь с кризисом? Какие контрмеры вы предпринимаете или планируете? Поделитесь с коллегами своими идеями на нашем форуме. |