Что пишут в блогах

Подписаться

Онлайн-тренинги

Конференции

Что пишут в блогах (EN)

Разделы портала

Про инструменты

Лучшие вакансии

.
Тестирование мобильной версии сайта без мобильного устройства
11.09.2017 00:00

Автор: Франсуа Ле Нотр (Francois Le Notre)

Оригинал статьи: https://www.lyontesting.fr/en/testing-mobile-website-without-any-mobile-device-at-what-cost

Перевод: Ольга Алифанова

Эта статья – продолжение статьи Стефана про разнообразие методик для тестирования мобильных приложений в условиях нехватки физических устройств: Как тестировать на мобильных телефонах, не имея телефонов?

Учитывая, что современные репрезентативные смартфоны стоят недешево, и несмотря на то, что некоторые платформы – например, французская BackMarket – продают их по сниженной цене, очень заманчиво использовать бесплатные и простые способы тестировать мобильные версии сайтов – например, браузерные симуляторы – вместо устройств как таковых.

К примеру, ввести адрес сайта или нажать на ссылку в избранном через заранее настроенный на адаптивную верстку десктопный браузер куда быстрее, чем вводить адрес вручную в мобильном приложении, или через несколько тапов из избранного. Если тестовое устройство у вас под рукой, то вы все равно сэкономите секунд пятнадцать.

Можно выиграть и больше времени: в ситуации с iOS-платформой и ее XCode IDE запуск симулятора с последними сборками избавляет от проблем с сертификатами, которые требуются для установки сборки на реальное устройство. Если у вас нет минимального представления, что именно нужно делать, то по опыту могу сказать, что решение этих вопросов может занять длительное время – минимум полчаса – и потребовать подключения к процессу коллег, что повышает риски и усложняет зависимости в задаче.

Эта экономия может привести к формированию удобных устойчивых привычек, а они, как известно, враги разнообразия – и следовательно, враги тестировщика. Правильный вопрос звучит вовсе не как "Сколько времени и денег мы можем сэкономить, используя разнообразные бесплатные инструменты?". Скорее это "Можем ли мы тестировать при помощи различных инструментов, которые если и не идентичны реальным устройствам, то хотя бы приемлемы для того, чтобы доверять поведению нашего приложения на них?"

Я три года проработал для сайта Net-a-porter.com (группа компаний Yoox) в команде, ответственной за мобильные приложения для iOS и Android. То, чему я научился в плане тестирования без использования физических устройств,  я и изложу в этой статье, посвященной мобильным версиям сайтов.

User Agent


Пример: расширение User Agent Switcher для Chrome

Представьте, что User Agent – это краткий список характеристик, которые браузер отправляет на сервер для авторизации, похожий на паспортные данные: дата рождения, пол, и т. д. Имеющиеся в наличии плагины позволяют легко имитировать специфическую "личность" – сервер может "увидеть" вас как iPhone, хотя вы просматриваете сайт через десктопный Chrome, и покажет вам содержание и форматирование сайта так, как будто вы пользуетесь реальным смартфоном. Позволяющий это полезный плагин User Agent Switcher доступен в магазине Chrome.

Достоинство этого инструмента – это возможность быстро протестировать текстовые поля и, тестируя локализацию, найти непереведенные участки текста и места, где текст вообще не отображается.

Однако он только имитирует отображение для определенной платформы, и неверно масштабирует дисплей. В результате проверить, к примеру, длинные названия полей на немецком и убедиться, что они не ломают верстку или расположение кнопок, довольно сложно.

Преимущества

  • Быстрая проверка текстов на сайте (переводы, юридическая информация…)

Недостатки

  • Нерелевантен для всех прочих тестов, так как зависит от десктопной платформы, не коррелирующей с реальными физическими смартфонами.

Инструменты разработчика

Стефан в своей вышеупомянутой статье демонстрирует адаптивное отображение сайтов в Chrome, позволяющего точнее проверить отображение элементов сайта на той или иной мобильной платформе: это решает вопрос с вышеупомянутыми длинными немецкими названиями кнопок. Однако этим инструментам нельзя доверять, проводя функциональные проверки: они опираются на десктоп-платформу, которая, как уже говорилось, никак не связана с реальными мобильными устройствами.

Комбинируя эти инструменты с User Agent, можно быстро собрать информацию, которая остается невидимой глазу, если вы тестируете на реальном устройстве: во вкладке "Сеть" будут подсвечиваться отклики сервера, и медленный отклик или пропавшие запросы помогут разобраться в причинах непредвиденного поведения системы. При помощи этих инструментов можно также управлять cookie-файлами, тестируя безопасность.

С другой стороны, эти инструменты – большое подспорье, когда мобильное устройство подключено к настольному компьютеру. Настроить их можно максимум за час, а прокси-инструменты позволяют перехватывать запросы сайтов и анализировать их. К примеру, браузер Safari отображает подключенное устройство и предлагает набор своих инструментов для тестирования.

Преимущества:

  • Адаптивные инструменты позволяют быстро протестировать верстку.
  • Легко получить доступ к разнообразным эффективным инструментам.

Недостатки

  • Инструменты разработчика отличаются от браузера к браузеру, что приводит к тому, что тестирования в одном браузере недостаточно для целей вашего приложения.
  • Нельзя доверять функциональным тестам.

Симулятор

Симулятор, хоть и требует настройки большого количества инструментов, позволяет куда больше в плане наблюдений за поведением приложения, чем вышеупомянутые инструменты. Отображение сайта куда более релевантно, чем при использовании инструментов браузера, и позволяет менять реальные настройки мобильных браузеров и мобильных ОС, хотя доступна не вся функциональность (к примеру, недоступна камера).

Я зачастую использовал симуляторы для быстрой обратной связи по функциональности приложений и для smoke-тестов при валидации новой сборки. Они улучшают тестовое покрытие за счет покрытия конфигураций устройств, которых нет под рукой у команды или компании – особенно для Android, где количество возможных конфигураций очень велико.

Стоит, однако, учитывать, что при использовании симулятора вы кликаете мышью на экране, а не используете тап на небольшом дисплее смартфона: соответственно, невозможно получить представление о реальном пользовательском опыте. Кроме того, симуляторы тоже используют ресурсы настольного ПК, и вы не можете судить о скорости отклика, производительности и отклику приложения на тап.

Еще один недостаток симуляторов – это баги, всплывающие в мобильном браузере, но отсутствующие в симуляторе: например, это редиректы URL, затрудняющие доступ к таким страницам, как пользовательское соглашение.

Преимущества

  • Позволяют провести большую часть функционального тестирования – ограничения описаны в разделе недостатков ниже.
  • Можно использовать для smoke-тестирования
  • Улучшают тестовое покрытие, позволяя тестировать на конфигурациях железа, недоступных внутри компании.

Недостатки

  • Зачастую требуют установки целой экосистемы, что может занять много времени: IDE, подписки и учетки для iOS-платформы, одна версия SDK для каждой версии OS, нуждающейся в тестировании.
  • Невозможно оценить пользовательский опыт: отклик на тап, проблемы "толстых пальцев", соответствие расположения элементов друг другу в процессе использования, и т. д.
  • Полагаются на ресурсы компьютера, невозможно оценить реальную производительность.
  • Не дают доступа к всем функциям ОС/устройства/браузера (например, к камере).

Эмулятор

Я никогда не тестировал мобильные сайты/приложения при помощи эмуляторов, поэтому по этой теме мне нечего сказать. Все, что я знаю – это то, что эмуляторы предположительно должны работать на схожей с устройством конфигурации оборудования, устраняя недостаток, упомянутый выше для симуляторов.

Облачные сервисы

Их уже описал Стефан в своей статье, и ими я тоже не пользовался.

Физическое устройство


Не будем забывать про "Геракла" мобильного тестирования, физические устройства!

О чем мы пока не говорили, так это о качестве изображений: симулятор полагается на характеристики вашего настольного монитора, и в результате тяжело обнаружить изображения плохого качества и размытые картинки, которые сразу бросятся в глаза на мобильном экране. Мой опыт общения с iOS показывает, что ресурсы для Retina-дисплеев требуют особого уровня качества (например, для iPad версии 3 и выше) и отличаются от обычных дисплеев (iPad версии 2 и ранее). Это "скрытое" функциональное требование, и про него легко позабыть в юзер-стори, если оно явно не прописано в критериях приемки.

Преимущества

  • Наилучший инструмент для тестов, опирающийся на реальные ресурсы железа и ПО.
  • Позволяет оценить качество изображений.

Недостатки

  • Стоимость устройств, которую необходимо закладывать в бюджет.
  • Необходимость делиться устройствами с другими членами команды может превратиться в "бутылочное горло" проекта: распланируйте управление устройствами внутри команды заранее!

В чем ценность этой статьи?

В том, что доступные для тестирования мобильных сайтов инструменты – это методы, только временно ускоряющие часть ваших тестов. Используя их с умом, вы можете повысить тестовое покрытие и снизить риски, но никто не гарантирует вам, что ваш продукт будет аналогично работать на наиболее важных для вас физических устройствах – тех, которые используют ваши пользователи. Всегда имейте под рукой ряд устройств для тестирования на них. Если ваша компания не хочет инвестировать в реальные смартфоны, возможно, они чересчур верят в инструменты и не относятся к их релевантности реальному миру критически. В этом случае я надеюсь, что в моей статье достаточно аргументов "за" покупку смартфонов.

Обсудить в форуме