Что пишут в блогах

Подписаться

Что пишут в блогах (EN)

Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Важность тестовых пользователей
30.01.2023 00:00

Автор: Кристин Джеквони (Kristin Jackvony)
Оригинал статьи
Перевод: Ольга Алифанова

Все, кто когда-либо тестировал ПО, понимают, что наличие тестовых пользователей – неотъемлемая часть процесса. В целом вы не можете авторизоваться на проде вашего ПО как пользователь из-за проблем безопасности, а в тест-окружении нет реальных пользователей. В этой статье я расскажу, почему тестовые пользователи так важны, и предложу решения по управлению ими.

Тест-пользователи упрощают ручное тестирование

В большинстве приложений есть различные уровни пользователей. К примеру, там часто есть пользователь-администратор, который может делать то, чего не могут обычные пользователи. В HR-приложениях есть пользователи-супервайзоры, которые могут делать то, чего не могут обычные сотрудники – например, одобрять запросы на отсутствие или подавать рекомендации о повышении.

У пользователей зачастую также различаются настройки. Возможно, у вас есть платные пользователи, которым доступно большее количество фич по сравнению с бесплатными. Или же пользователи по-разному настраивают свою учетную запись – используют темную тему, ограничивают видимость своих постов. Важно протестировать все эти сценарии, и поэтому отличная идея – настроить разных тестовых пользователей заранее, чтобы перед тестом все было готово к бою. Вы же не хотите настраивать с нуля пачку пользователей каждый раз, когда вам есть, что тестировать? Это трата времени, которое можно употребить полезнее – для тестирования.

Тест-пользователи обогащают автоматизированное тестирование

Из-за вышеупомянутых сценариев имеет смысл настроить автоматизированное тестирование так, чтобы можно было быстро проверить ряд различных сценариев. К примеру, вы можете настроить тест, который убеждается в присутствии элементов на домашней странице, а затем прогнать его дважды – один раз для бесплатного пользователя, и один раз для платного. Это убережет вас от ручной авторизации в роли каждого из пользователей и валидации домашнего экрана дважды.

Чем больше у вас настроек конфигурации, тем важнее настроить автотесты для максимального количества этих конфигураций. Таким образом вы сможете поймать хитрые баги до того, как они попадут на прод.

Тест-пользователи позволяют быстро справляться с проблемами

Когда реальные пользователи сталкиваются с проблемой в ПО, имеет смысл диагностировать ее как можно быстрее. Возможно, понадобится авторизация в окружении прода – но она не должна использовать данные реального пользователя. Для воспроизведения проблемы нам нужен тестовый пользователь, чьи настройки похожи на настоящего. Затем, когда разработчик исправил проблему, нам понадобится пользователь с похожими настройками, чтобы применить его в тест-окружении и валидировать исправление. Если таких пользователей нет под рукой, вам придется тратить ценное время на их настройку; это замедлит процесс дебага и тестрования, и реальным пользователям придется дольше ожидать исправления ошибок.

Как заботиться о тестовых пользователях

Тест-пользователи хороши только тогда, когда они актуальны! Очень раздражает, если пытаешься авторизоваться тестовым пользователем только для того, чтобы обнаружить, что пароль изменен, а новый тебе неизвестен. Поэтому нужно заботиться о тест-пользователях следующим образом:

Назначьте ответственного за конфигурирование и поддержку системы

Человек, который этим занят, должен быть самым организованным членом команды. Если они не хотят нести эту ответственность постоянно, пусть эта задача ротируется от коллеги к коллеге каждый квартал или каждый год. Этот человек несет ответственность за настройку тестовых пользователей, поддержание актуальности списка этих пользователей с информацией об авторизационных данных, и обновлении пользователей, если их пароли протухли, или поменялось что-то еще.

Делитесь пользователями с командой

Разработчики обожают, когда у команды есть список тестовых пользователей, на который можно сослаться! Они не тестируют ежедневно, и поэтому не настолько хорошо знакомы с возможными пользователями, как вы. Наличие списка, к которому может обратиться каждый член команды, означает, что разработчики могут быстро найти подходящих пользователей, через которых нужно тестировать ту новую фичу, которую они только что выкатили.

Делитесь пользователями с другими командами

Зачастую я очень озадачиваюсь, когда прошу тестировщика другой команды поделиться данными тест-пользователя для проверки со стороны их приложения – а у них его нет. Как, черт возьми, они тестируют?! Неужели они снова и снова используют пользователя-администратора? Для межкомандной коммуникации очень полезно, если в каждой команде есть тестовые пользователи, которыми можно поделиться с коллегами. В результате все быстрее выполнят свою работу! Однако очень важно относиться к пользователям, которыми с вами делятся коллеги, с уважением: не меняйте им пароли, юзернеймы и прочие важные вещи. И помните, что то, что кажется вам небольшим изменениям пользователя при взаимодействии в вашей области приложения, может быть огромным сдвигом в чьей-то чужой области.

Тестовые пользователи берегут наше время

Немного подготовки и организационных усилий – и у вас будет пачка тестовых пользователей, направляющих ваше тестирование. Тест-кейсы будут выполняться быстрее, вы будете раньше ловить баги, а проблемы на проде обнаружатся быстрее свиста.

Обсудить в форуме