Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Обзор новой версии сертификации ISTQB Foundation Level 4.0 (2024) для Тестировщиков
06.09.2023 00:00

Автор: Елена Рукавичникова, Head of QA, преподаватель курсов
Оригинальная публикация

Почему неопытным и даже уже сертифицированным специалистам стоит знакомиться с новыми версиями материалов по подготовке

Кому актуально:

  • Тестировщикам, которые уже имеют сертификат и хотят узнать что нового в версии 4.0.

  • Тем, кто собирается получать сертификат и думает стоит ли бежать сейчас или уже сдавать по новой версии силлабуса.

  • Всем, кто предпочитает подкреплять свои знания стандартами/ авторитетными источниками.

  • Структурировать базовые знания в области тестирования.

  • Для прохождения/проведения собеседований: к сожалению и сейчас есть Интервьюеры которые ожидают услышать что верификация это статическое тестирование. 

    В интернете тоже можно увидеть инфу что Security тестинг это функциональное тестирование.

    И где же правда? На что опираться и чем подкрепить свой ответ?

  • Для НЕ тестировщиков кому интересно что из себя представляет ISTQB сертификация (например для PM).

Здесь НЕ будет советов получать сертификат или нет (на это написано много статей). Силлабус и Глоссарий доступны для изучения всем.

Пишу для тех, кто хочет узнать что нового в версии 4.0 но не хочет читать весь силлабус, ну или думает читать или нет:)

Содержание:

С вами Елена Рукавичникова - Certified Tester Foundation Level и Certified Test Manager Advanced Level. Пристально следить за новыми направлениями сертификации и новыми версиями материалов - моя задача как менеджера и как преподавателя.

Обзор версии 4.0

Силлабус пока только на английском.

Экзамены по старой версии 3.1.1 будут проводиться до 9 мая 2024(английский), до 9 ноября 2024(русский и др.).

Экзамены по новой версии 4.0 уже доступны.

Причина изменений:

79% проектов Agile поэтому силлабус адаптировали под него, до этого основой были классические модели.

 Изменение времени по главам:

Количество глав не изменилось. В старой версии 93 страницы в новой 74. Время тренинга для аккредитованных учебных курсов увеличилось с 16.75ч до 18.55ч.

Chapters

Version 3.1.1

Version 4.0

Chapter 1: Fundamentals of Testing V.4.0

175 min

180 min

Chapter 2: Testing Throughout the Software Development Lifecycle

100 min

130 min

Chapter 3: Static Testing

135 min

80 min

Chapter 4: Test Analysis and Design (раньше назывался Test Techniques )

330 min

390 min

Chapter 5: Managing the Test Activities

225 min

335 min

Chapter 6: Test Tools

40 min

20 min

Новые References:

Силлабус 4.0 ссылается на те же стандарты + два новых:

  •  ISO/IEC/IEEE 14764:2022 – Software engineering – Software life cycle processes – Maintenance

  •  ISO 31000 (2018) Risk management – Principles and guidelines 

Сами стандарты тоже обновились за это время, к примеру если старый силлабус ссылался на версию  стандарта 2013 года то сейчас на версию 2021 или 2022 года.

Основные изменения силлабуса

Согласно презентации ISTQB


ISTQB CTFL V4.0
ISTQB CTFL V4.0


Chapter 1: Fundamentals of Testing

Other Objectives

Цели скорее переформулированы но ничего нового в них не замечено

Testing is an activity or role

Акцент делается на участие всей команды в повышении качества

Changed Skillset

В старом силлабусе рассказывается про психологию тестирования, и о том, как осторожно нужно рассказывать разработчику а его багах, чтобы не ранить чувства. 

В новом это урезали до одного абзаца, и добавили больше описания общих скиллов необходимых тестировщику.

Whole Team Approach

Снова говорит о том, что все участники команды ответственны за качество, и сотрудничество со всеми стейкхолдерами очень важно, в общем Agile.

А вот тест активности детальнее объясняются в старом силлабусе, в новом 5 страниц урезали до 1.

Кстати, в семи принципах тестирования, всем известный парадокс пестицида переименован в “тесты изнашиваются”:)


Chapter 2: Testing Throughout the Software Development Lifecycle

Impact of different SDLCs

Разные методологии влияют на скоуп и время тест активностей, детализацию тестовой документации и т.д.

Test First Approach

Рассказывается про Test-Driven Development (TDD), Acceptance Test-Driven Development (ATDD), Behavior-Driven Development (BDD) подходы. Ранее упоминался только TDD подход.

DevOps and Testing

В контексте CI/CD, перечислены бенефиты и риски.

SHIFT-left approach

Good Practices раннего тестирования (ревью спецификации, написание тест кейсов до написания кода и т.д.)

Retrospectives and Process Improvement

Польза ретроспективы для улучшения процесса тестирования.

Уровни и типы тестирования описываются в новой версии менее детально, 12 страниц превратились в 2.

И да, я находила вопросы экзамена, ответы на которые в старом силлабусе написаны черным по белому, с новой версией нужно к ответу прийти самим :)


Chapter 3: Static Testing

Frequent Feedback Mechanism and Avoid instead of detect

Ранний и частый фидбек от заказчика позволяет избежать потенциальных проблем (недопонимания) в требованиях. 


Chapter 4: Test Analysis and Design 

Branch Testing

Техника white-box тест дизайна известная из старого силлабуса как decision testing (изменилось только название, так как оно больше подходит этой технике).

Checklist-based Testing

Эта техника есть и в старом силлабусе, но в новом описана немного детальнее (каким должен быть чеклист и каким не должен).

Writing User Stories, Writing Acceptance Criteria, Using ATDD

Добавлен новый раздел Collaboration-based Test Approaches (подходы к тестированию, основанные на сотрудничестве) он включает в себя вышеперечисленные подходы. 

Фокусируется он на ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ дефектов посредством сотрудничества и коммуникации.

User Stories и их AC должны создаваться с участием тестировщиков (или хотя бы ревьюваться ими на раннем этапе).

ATDD подход говорит о том, что тест кейсы должны создаваться до имплементации User Story, основаны на ее Acceptance Criteria и видны ВСЕМ участникам команды разработки.

Помимо официально перечисленного, техники черного ящика тоже слегка апдейтнулись: 

Граничные значения(BVA): 

Упомянутые в старом силлабусе версии 2-value и 3-value BVA сейчас описаны немного подробнее, я не нашла в экзаменах старых задачек на использование какой-то конкретной из этих версий, может вы сталкивались (например: Решите задачу используя 2-value BVA) но в новых они точно есть. 

Эти версии подходов описаны и в Test Analysis Advanced Level.

Тестирование состояний и переходов (State Transition Testing):

Усложнен тремя критериями покрытия:

  • All states coverage - все состояния должны быть покрыты.

  • Valid transitions coverage (0-switch coverage) - все валидные переходы должны быть покрыты.

  • All transitions coverage - все валидные и невалидные (по возможности) переходы должны быть покрыты.

В новых сэмплах экзаменационных задач теперь просят использовать какой-то конкретный из критериев (в старом не нашла).

Они также описаны и в Test Analysis Advanced Level.

Use Case testing больше нет в новой версии.


Chapter 5: Managing the Test Activities 

Release Planning

Тестировщики участвуют в релиз планинге: вовлечены в написание User Story, в анализ проектных и продуктных рисков, эстимируют, определяют тест подходы, готовят тест план

Iteration Planning

Тестировщики участвуют в анализе рисков User Story, определяют тестируемость User Story, изучают функциональные и нефункциональные аспекты, эстимируют и т.д.

Estimation Techniques

Описаны 4 техники эстимаций, с ними же связаны и экзаменационные задачи:

  • Estimation based on ratios

  • Extrapolation

  • Wideband Delphi

  • Three-point estimation (сдающим экзамен формулу нужно запомнить для решения задач)

Test Pyramid

Общее описание модели.


Test Pyramid
Test Pyramid


Testing Quadrants

Модель визуализирует управление тестами, для определения, что все соответствующие типы тестов и уровни тестирования включены в SDLC, и дает понимание что некоторые типы тестов более релевантны определенным уровням, чем другие.

Можно найти  в книге “Agile Testing: A Practical Guide for Testers and Agile Teams.”


T
Testing Quadrants


Раньше описывалось кто есть менеджер кто есть тестировщик и с этим были связаны вопросы экзамена. В новой версии этого описания нет и вопросов связанных с этим определением в сэмплах экзаменов нет (но не факт что не будет в вопросах на экзамене).

Разные виды тест стратегий (Analytical, Model-Based, Methodical, Process-compliant  ect)  больше не описываются. Эта тема все еще раскрывается в Test Manager Advanced Level.

Добавлен тестинг статус комьюникейшн (голосом, дашбордами, имейлами и т.д.)

Риск менеджмент описывает 4 активности:

  • Risk identification

  • Risk assessment

  • Risk mitigation  

  • Risk monitoring

Есть экзаменационные задачи на это, по принципу “вот риск приняты какие-то экшены, какая из 4 активностей больше подходит”.


Chapter 6: Test Tools

Добавлены DevOps Tools и Collaboration Tools

Глава существенно сократилась по словам представителей контент был слишком продвинутый для базового уровня, раздел Effective use of tools удален.

Преимущества и недостатки новой версии

Преимущества:

  • Больше подходит под текущие реалии, нет ощущения некой древности при прочтении:)

  • Контент описан более понятно и не так громоздко как в старом варианте

  • Больше ссылок на первоисточники в тексте

Недостатки:

  • Некоторые моменты вырезали или сократили, но экзаменационные вопросы по ним все еще есть

Сложилось впечатление что они какие-то моменты подробнее больше не покрывают наверно отдавая это тренинг центрам. 

Так и оказалось, в Release Notes написано что много примеров исключили из текста, так как это задача тренинг провайдеров предоставлять примеры и упражнения.

Советы по подготовке к экзамену:

При сдаче экзамена рекомендую читать и старый силлабус так как местами там объясняются моменты которые в новом силлабусе вырезали. 

Местами контент лишь перетерпел переформулировку. Поэтому иногда удобнее прочесть и старый вариант чтобы пазл сложился.

Но по техникам тест дизайна даже по новым подходам есть видео на ютубе с разбором, поэтому опция самоподготовки не пострадала (предположительно).

Я бы читала и вопросы старого силлабуса (релевантные) чтобы лучше понять характер экзамена, к тому же их больше, больше практики.


Задачки из сэмплов ISTQB 4.0:

Если кому интересно “поразмять мозги”:)

#18 Довольно хитрый вопрос:)

Which of these statements is NOT a factor that contributes to successful reviews? 

a) Participants should dedicate adequate time for the review 

b) Splitting large work products into small parts to make the required effort less intense

c) Participants should avoid behaviors that might indicate boredom, exasperation, or hostility to other participants 

d) Failures found should be acknowledged, appreciated, and handled objectively 

Select ONE option.


Ответ:

a) Is not correct. Adequate time for individuals is a success factor 

b) Is not correct. Splitting work products into small adequate parts is a success factor 

c) Is not correct. Avoiding behaviors that might indicate boredom, exasperation, etc. is a success factor 

d) Is correct. During reviews one can find defects, not failures


#20 

You are testing a simplified apartment search form which has only two search criteria: 

• floor (with three possible options: ground floor; first floor; second or higher floor) 

• garden type (with three possible options: no garden; small garden; large garden) 

Only apartments on the ground floor may have gardens. The form has a built-in validation mechanism that will not allow you to use the search criteria which violate this rule.

Each test has two input values: floor and garden type. You want to apply equivalence partitioning (EP) to cover each floor and each garden type in your tests. 

What is the minimal number of test cases to achieve 100% EP coverage? 

a) 3 

b) 4 

c) 5 

d) 6 

Select ONE option


Ответ:

“Small garden” and “large garden” can go only with “ground floor”, so we need two test cases with “ground floor” which cover these two “garden type” partitions. 

We need two more test cases to cover the two other “floor” partitions and a remaining ”garden type” partition of “no garden”. We need a total of four test cases: 

TC1 (ground floor, small garden) 

TC2 (ground floor, large garden) 

TC3 (first floor, no garden) 

TC4 (second or higher floor, no garden) 

a) Is not correct. 

b) Is correct. 

c) Is not correct. 

d) Is not correct


Делитесь в комментариях правильно ли ответили, и общими впечатлениями о вопросах:)


Если хотите изучить новый силлабус подробнее или потренить экзаменационные вопросы версии 4.0: https://www.istqb.org/certifications/certified-tester-foundation-level

Обсудить в форуме