Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Я бы в тестеры пошел, пусть меня научат...
22.12.2011 16:42

Автор: Андрей Мясников

Вместо предисловия.

В этом тексте нет ничего нового и интересного. Абсолютно ничего. Это обычный набор заржавевших парадигм, которые у всех уже стоят поперек горла и набили оскомину одним своим звучанием и фальшивой слащавостью. Когда-то их вбили и мне, дав «правильные» книги и пропуск на «нужные» тренинги. И я вовсе не собираюсь их опровергать, а повторю ещё раз для тех, для кого не дошло с двадцатого раза. Может быть, дойдёт с двадцать первого. Итак, вперед!

Whysoseriously?”
Joker.

Джокер.

Когда-то давно из колоды я вытянул джокер.

Нет, я не увлекаюсь азартными играми и вообще отвратительно играю в карты.

Когда-то давно я, только-только получивший диплом, но уже разочаровавшийся в своей профессии, вытянул джокер в виде приглашения на собеседования на должность тестировщика. Джуниора, конечно. Но для меня тогда и этого было более чем достаточно.

«А что?» - думал я, - «Работенка непыльная, знаний много не надо. Того, что у меня есть, вполне хватит». Хахаха. Три раза. Три месяца испытательного срока я въезжал в то, что я «знаю», учился привязывать это к реальности и применять на практике.

Потом работал и получал удовольствие. Был доволен собой и думал, что вот теперь-то меня похвалят за хорошую работу. Но почему-то не хвалили.

Я думал, что я просто ещё мало работаю, чтобы меня заметили. Впахивал, нередко задерживаясь допоздна, и похохатывал надо коллегами, которые ездили на какие-то тренинги и изучали новые инструменты и методики. Нафига? Ведь я и так справляюсь и могу выполнять свою работу пусть не на 5+, но на твердую четверку точно.

Компания платит деньги, я работаю – все довольны.

А потом поймал себя на мысли, что я застыл на месте. Стою, упершись в свой потолок и ничего не делаю. Я не развивался и не хотел этого.

Довольно долго для меня заняло осознание классического сократовского «Scio me nihil scire». Попробовал я, стало быть, заглянуть за границы своего горизонта и чуть не запил горькую.

Потому что на самом деле то, что я знал и применял, было всего лишь верхушкой айсберга. Потому и не хвалили. Знать надо было много. Очень много. Постоянно держать себя в курсе всего и развиваться.

Настоящий тестировщик должен знать много. И постоянно узнавать ещё больше.

Технологии развиваются. Технологии усложняются. Сегодня люди могут делать то, что не могли вчера и о чем не мечтали позавчера. Сейчас я могу общаться с другом из Саратова с помощью видеочата, параллельно переписываясь сообщениями с коллегой из Финляндии, слушая прямой эфир любимой группы, выступающей в Австралии и заказывая товары из Америки.

Сильно? Но я выступаю как пользователь. И я знаю обо всех этих программах только то, что мне необходимо, чтобы ими пользоваться. Тестировщик же должен знать о программе (внимание!) всё. Тот, кто тестирует программу, должен знать о ней больше, чем те, кто её разрабатывал, те, кто её заказывал, и те, кто ей пользуется. Невозможно? Чушь.

Слова «невозможно» нет. Есть слово «я ленив».

Молодой человек, не надо плеваться как билл Гейтс при виде Lexicon’а!”

Неизвестный преподаватель ВУЗа.

Отдают вам на тестирование простой калькулятор.

Ну что такое в наш век развитых технологий простой калькулятор? Им даже пользоваться не учат.

Тестировщик должен знать, как устроен калькулятор, что у него внутри, каким образом взаимодействуют вот эти штуки. И вот эти. И ещё вот те кругленькие.

Очень часто пригождается опыт из других отраслей. Умение проводить аналогии и стремление доходить до истоков того или иного процесса/эффекта/действия.

Отсюда следует, что блестящий тестировщик должен быть развит всесторонне.

Нет, это не значит, что он одной ногой должен уметь остановить ядерную бомбу, другой варить борщ, в то время как его руки заняты скрипкой и молотком. Просто он должен выходить за границы своей компетенции и за границы своей направленности.

Есть много всяких штук, которые помогают в этом. Конференции, которые дают новые знания . Тренинги и курсы, которые помогают структурировать полученные знания. Практика на работе, которая помогает применять полученное. Хорошо учиться на своих ошибках, но хорошо учиться и на чужих. Ассимиляция чужого негативного или позитивного опыта – великая вещь, которой мы довольно часто пренебрегаем.

А где учиться? Тестированию в школе и институте не учат. Учат программировать, разбираться с железом, иногда учат мониторить и контролировать процесс. Но не тестировать.

В представлении обывателя тестирование – это что-то такое, за что не надо платить бабки и то, чему не надо учиться. Если не видели видео, снятое перед казанской конференцией SQA Days – посмотрите. Мне, например, после каждого просмотра хочется кинуть в монитор чем-нибудь тяжелым. Честно. Хочется назвать всех тупыми или как минимум недалёкими. Но они ни при чем. Им просто не рассказали. Они далеки от этого так же, как мы далеки от преподавания географии в школе или технологий производства подшипников для лесопилок.

Так вот. Где учиться-то? Самим. По книгам. По конференциям. По тренингам. По вебинарам. Анализируя свой личный опыт, без отрыва от производства.

Кстати, об обучении на работе. Это везде. Это есть сейчас, это было и это будет.

Человек учится на рабочем месте. Ab initio. Каждый день чуть-чуть теории и дофига практики.

Появляется деформация знаний в сторону своего продукта. Разрабатывая веб-сайты, человек автоматически начинает делать уклон в развитии в эту сторону. Одно направление «прокачивается» больше, чем другие, можно даже сказать в ущерб другим. Это процессы такие же, как и в других отраслях. Если человек выбирает гуманитарную науку – он чуть меньше интересуется математикой. И наоборот.

 

”Учиться, учиться и ещё раз учиться, как завещал Товарищ Ленин!”

Неизвестный политрук

”Ничего я не завещал! Я ручку расписывал!”

Неизвестный Ленин

Так как тогда развиваться? Кто-то скажет «Берите отовсюду понемножку».

Я скажу не так. Отовсюду помногу! Учитесь везде, где можно. Нет такого знания, которое не было бы силой. Информация не бывает ненужной, информация бывает неактуальной. Но может наступить момент, когда она актуальной станет. И тогда вы с лёгкостью выкрутитесь из любой ситуации. Надо развиваться. Здесь. Сейчас. Немедленно! Набирайтесь знаний. Набирайтесь опыта.

Применяйте на практике. Анализируйте полученные результаты. Делайте выводы. И снова применяйте. Так везде говорят? И я так скажу. Но добавлю один пункт, о котором часто забывают.

Структурируйте. Без этого большая часть знаний остается бесполезной грудой мусора.

Я уже начала рассказывать о том, как я почти год, не побоюсь этого слова, гнил в одной конторе. Не развивался, не читал. Как бы это сказать – не работал, а ходил на работу, если вы понимаете, о чем я говорю. Постоянно сетовал на то, что хочу развиваться, но то времени нет, то одно, то другое.

В общем, тысяча и одна отмазка. А потом я перешел в другую фирму. И это совпало с моим первым посещением конференци SQA Days 9. Это было невероятное чувство. Там было много из того, что я знал и в разы больше, чем я не знал и не знаю и до сих пор.

Казалось бы – пустая трата времени и денег, но не тут-то было!
Я почти чувствовал, как у меня в мозгах один за другим кусочки большой мозаики под названием «тестирование как я его понимаю и знаю» складываются в понятную картину. Проходила структуризация. Между разрозненными частями вдруг появлялись невидимые раньше очевидные, а иногда и остроумные связи. Некоторые сложные вещи на поверку оказались простыми, а вот некоторые простые – верхушкой айсберга. Но эффект был. Мои знания уложились и... оказалось, что их чертовски мало. НО! Я получил много новых несистематизированных знаний. История развивается по спирали. Позволю себе небольшой каламбур: «Развитие развивается по спирали». И это нормально. Этого не надо бояться.

Как только вы узнаете что-то новое – вы поймёте, что знаете меньше, чем до того, как это новое узнали.

 

Ну как? Если вынесли из текста что-то новое, что я рад, что смог помочь вам. А если нет – тогда давайте поспорим, ведь это тоже способ узнать что-то новое.

Обсудить в форуме