Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Мифы про юзабилити и его тестирование
04.02.2014 16:30

Автор: Наталья Руколь

Очень многие тестировщики, с которыми я обсуждала вопросы юзабилити, имеют об этом понятии очень смутное представление. Давайте развеем основные мифы про юзабилити и его тестирование:

Миф 1: Юзабилити – это GUI

В восприятии многих тестировщиков есть 2 взаимоисключающих вида тестирования:

  • функциональное (работает или нет заявленная функциональность)
  • тестирование GUI (как расположены кнопочки, какого они размера и цвета)

Функциональное тестирование при таком делении кажется более важным, а тестирование GUI – дополнительной опцией, простой и не очень важной. И именно её многие называют тестированием юзабилити…
ОК, давайте договоримся: тестирование GUI и тестирование юзабилити – совсем разные вещи. Юзабилити – это свойство продукта удовлетворить потребности пользователя, и графический интерфейс – лишь одна из составляющих юзабилити.
Юзабилити продукта определяется целым комплексом факторов:

  • Наличие требуемой пользователю функциональности и её работоспособность
  • Простота использования продукта и скорость обучения
  • Количество ошибок, которые совершают пользователи из-за непонимания.

А значит, для достижения высокого юзабилити, менять цвет кнопочек недостаточно, и удобство использования включает в себя и функциональную составляющую, и GUI, и справку, и даже поддержку пользователей.

Миф 2: Тестирование юзабилити – это просто

Как бы не так! Именно те, кто считают тестирование юзабилити простым, и проводят его без применения требуемых техник, дискредитируют понятие тестирования юзабилити как такового.
Для полезного и успешного проведения тестирования юзабилити, требуется достаточно большое количество знаний и навыков:

  • Понимание принципов юзабилити и проектирования интерфейсов
  • Большой опыт использования продуктов на схожих платформах
  • Понимание бизнес-составляющей продукта: зачем он нужен? Какие задачи решает?
  • Знакомство с пользователем: кто он? В каких условиях работает с продуктом? Как он это делает?

При этом, нельзя просто применить эти знания и сказать: здесь надо поменять вот это, а тут вот то. Любые догадки и пресуппозиции в тестировании юзабилити должны проверяться на пользователях. На настоящих пользователях! И тут мы как раз переходим к следующему мифу:

Миф 3: Любой человек может оценивать юзабилити продукта

Представьте, что ваш ребёнок попросил в подарок на день рожденья 5 килограмм конфет, и вы согласились с этим. Но какие конфеты он любит?
У вас есть 2 варианта, как их выбрать:

  • Дать попробовать разные конфеты ребёнку, чтобы он выбрал сам
  • Попробовать самостоятельно, выбрать самые вкусные на ваш взгляд, и купить 5 кг таких конфет.

Конечно, во втором случае есть шанс, что вы угадаете, но он катастрофически маленький!
То же самое в тестировании юзабилити: вы каждый день тестируете продукт, вы разбираетесь значительно лучше в технологиях и программах, у вас значительно выше компьютерная грамотность, чем у среднестатистического пользователя (если вы только не пишете софт для других айтишников). Внимание, вопрос: как вы можете оценить, что удобно бухгалтеру, впервые запустившему вашу программу, если вы не бухгалтер, и запускали её для тестирования примерно 632 тысячи раз?
Хорошо понимая принципы юзабилити, вы можете получить полезную информацию от стороннего пользователя продукта, но сами её сгенерировать – нет!

Миф 4: Юзабилити для всех одно

Допустим, вы лучше узнали кого-то из своих пользователей, и тщательно прорабатываете продукт, чтобы удовлетворять его ожидания. Но в реальной жизни очень редко бывает, что продуктом пользуется только один тип пользователей!
Бухгалтеры бывают опытными и начинающими, графические редакторы используют дети и дизайнеры, антивирусы устанавливают администраторы крупных организаций и домохозяйки. Если вы попробуете удовлетворить взаимоисключающие потребности разных типов пользователей, вы не удовлетворите никого! Именно поэтому, есть MS Paint с простыми фигурками и кистями, и есть Photoshop с безграничным набором возможностей. Корпоративные антивирусы устанавливаются через доменные политики и имеют централизованный сервер управления, а домашние антивирусы имеют одну большую кнопку «защити меня». И, конечно, многие продукты имеют «расширенные настройки» для опытных пользователей, чтобы не пугать новичков.
А вы знаете все свои типы пользователей? Вы предоставляете им разные варианты продукта?

Миф 5: Заказчик знает, как сделать ему хорошо

Если продукт заказной, то многие расслабляются: я могу просто спросить клиента, как ему лучше что-то сделать, и так и будет.
Всё бы хорошо, если бы не парочка «но»:

  • Клиент ничего не знает о проектировании интерфейсов и зачастую предлагает абсолютно нелогичные идеи!
  • Клиент не всегда хорошо понимает, какие есть варианты реализации, и придумывает что-то слишком сложное.
  • Запрос за запросом, выполненные в соответствии с пожеланиями клиента, превращают ваш продукт в стёганое одеяло, потерявшее свою консистентность и общий уникальный стиль.

Знакомиться с пользователями, исследовать их сценарии, выяснять и анализировать проблемы – важно! Но профессионалами по проектированию интерфейсов всё-таки должны быть мы с вами, а не пользователи.

Миф 6: Юзабилити не очень важно, важнее функциональность

Об этом я слышу особенно часто, но… Но как всегда, есть несколько «но»:

  • Юзабилити – это и функционал в том числе. И зачастую при проведении детальных юзабилити-тестов мы приходили к необходимости убрать какой-то функционал, разработать другой и т.д. И в этих случаях это расширение функциональности несло добро в этот мир и удовлетворяло потребностям пользователей, а не просто было придумано аналитиками потому что «хорошо бы добавить».
  • Если клиент не будет пользоваться продуктом (не поймёт, как; не захочет и т.д.), то до функционала он просто не дойдёт.

Любой современный продукт, добавляя новые фичи, в 99% случаев только повышает юзабилити! Это заметно не сразу, но присмотритесь: всё, что вы разрабатывали прошедшие релизы, можно было сделать и без нововведений. Но без них это было бы сложнее. Например, почтовый клиент научился сортировать письма по папкам в соответствии с правилами – раньше это можно было делать вручную. В банковскую программу добавили новый отчёт – раньше его заполняли в текстовом редакторе. В графическом редакторе новый фильтр – раньше можно было руками провести аналогичную ретушь. Почти всё, что делают ваши продукты, можно делать и без их использования, и вообще без использования ПО. Но с продуктами это становится УДОБНЕЕ, удобство выполнения пользовательских задач и есть главная цель любого продукта!

Выводы

Юзабилити – активно развивающаяся область в разработке ПО. И только развеяв перечисленные выше (и прочие, их ещё немало!) мифы, непрерывно совершенствуя себя и уделяя удобству использования должное внимание, вы сможете выпускать достойные продукты.
Узнать больше о тестировании юзабилити вы можете по нижеследующим ссылкам:

Hiện nay, có rất nhiều trang thể thao bóng đá trực tuyến, nhưng đa số đều có những quảng cáo hoặc chất lượng ko cao hoặc phát lậu, Chúng tôi socolive với bản quyền trực tiếp phát sóng trực tiếp , hứa hẹn sẽ cung cấp cho các bạn những trận bóng đá hấp dẫn nhấtxem bóng đá trực tuyến

Kênh của chúng tôi luôn luôn thân thiện với tất cả mọi người, mitomcung cấp những trận đấu trực tiếp của Việt Nam và toàn cầu, với video Full HD , ko lag ko giật, đảm bảo cung cấp cho bạn những giây phút bóng đá tuyệt vời nhất

Được xem là một trang bóng đá hàng đầu Việt Nam, chúng tôi cung cấp cho khán giả tất cả các trận đấu , trực tiếp tại hiện trường, bạn có thể đón xem tất cả các giải đấu tại đây xoilac , nơi mà bạn có thể thỏa mãn niềm đam mê với bóng đá mà không lo bị dán đoạn vì chất lượng trang kém

Ở đây chúng tôi cung cấp những trận bóng hấp dẫn nhất , với hình ảnh sắc nét, trang web thân thiện với tất cả mọi người Việt Nam, hãy nhấn vào và đặt 90p lịch cho trận đấu mà bạn yêu thích nào