Что пишут в блогах

Подписаться

Онлайн-тренинги

Конференции

Что пишут в блогах (EN)

Разделы портала

Про инструменты

Лучшие вакансии

.
Атака на юзабилити
04.12.2017 10:23

Автор: Дэвид Гринлис (David Greenlees)

Оригинал статьи: https://www.testingcircus.com/documents/TestingTrapeze-2014-February.pdf#page=3

Перевод: Ольга Алифанова

По моему опыту, тестирование юзабилити незаслуженно остается за бортом. Это особенно заметно по распределению усилий на тестирование. Я часто сталкивался с продуктами, которые сильно выиграли бы от тестирования удобства использования, но на него не хватило времени, которое образовалось бы, распланируй и формализуй его команда проекта.

Держа это в уме, я разработал небольшой список подсказок для тестирования юзабилити, который, возможно, поможет вам, если вы оказались в подобной неприятной ситуации.

Постоянство

Его легко и просто оценить, и оно крайне важно для юзабилити. Сталкивались ли вы с сайтами, на которых текст был представлен в различных шрифтах и размерах, списки были то с буллетами, то с иконками, а цветовая схема менялась от страницы к странице? Долго ли вы оставались на этом сайте? Недолго? Вот и я не стал себя мучить – я стараюсь покидать такие сайты как можно быстрее. Пользователь рассматривает подобное непостоянство как непрофессионализм. Насколько хорош сервис/продукт, если даже сайт сам себе не соответствует? Даже быстрый просмотр страниц сайта может выявить несоответствия. Удивительно, насколько они бросаются в глаза, если вы просто сфокусируетесь на них на некоторое время.

Навигация

Считаете ли вы, что по сайту легко перемещаться? Как оценят удобство навигации потенциальные пользователи? На этот вопрос сложно ответить, но вам поможет ответ на первый вопрос. Если вам легко ориентироваться на сайте, подумайте, почему так происходит. Может, вам подсказывает это некий соответствующий опыт? Есть ли он у потенциальных пользователей сайта?

Ориентироваться на сайте помогают «хлебные крошки». Однако использование традиционных «крошек» снижается, хотя я все равно считаю, что это отличный выход, который можно вписать даже в самый современный дизайн.

Кроме того, даже если пользователю эти крошки не нужны, они не наносят вреда – они занимают мало места на экране. Один из самых главных аспектов навигации – то, что пользователь не должен проходить по одному и тому же пути несколько раз, чтобы попадать в разные места. Убедитесь, что все важные секции вашего сайта доступны посредством нескольких кликов с домашней страницы.

Не забывайте также про «Черные шаблоны». Это тип пользовательского интерфейса, который был вдумчиво разработан, чтобы обвести пользователя вокруг пальца, заставив его предпринять определенные действия. Они распространены в установочных приложениях, когда дистрибьютор пытается заставить пользователя установить еще ряд программ, аккуратно формулируя предложения и расставляя кнопки согласия и несогласия. Не будем называть имен компаний, которые так поступают – просто потратьте время на знакомство с таким типом интерфейсов.

Поиск

Есть ли у сайта функция поиска? Легко ли ее найти? Ищет ли она по всему сайту, или только по определенным секциям? Должна ли она искать только в определенных разделах? Эти вопросы неплохо бы задать себе, тестируя.

После этого проверьте результаты поиска. Релевантность результатов относится больше к функциональным аспектам сайта. В плане удобства использования сконцентрируйтесь на том, как они представлены. На многих сайтах результаты поиска возвращают стену текстов и ссылок, которые на первый взгляд не имеют смысла. С моей точки зрения, очень удобно указывать в результатах поиска разделы, в которых была найдена нужная информация – так пользователь быстрее определит, что ему нужно. Вот пример:


Внешний вид и ощущения от сайта

Это довольно обширная тема, и обширна она потому, что очень важна. Я часто слышу что-то вроде «юзабилити – это внешний вид и ощущения от сайта». Критично подходящий к вопросу тестировщик внутри меня хочет закричать «Нет, нет, это не только и не столько это!». Возможно, вы считаете, что я прав – но может, это не так. Внешний вид может относиться к любым визуальным элементам сайта, а ощущения – к любым физическим или эмоциональным проявлениям. Неплохо бы разбить их на подразделы для удобства, но если вам нужно быстро оценить юзабилити – подумайте о вашей первичной реакции на общий вид и ощущения от продукта, который вы тестируете. Что в первую очередь приходит вам в голову, когда вы впервые видите и используете продукт? Я часто посещаю новые сайты, исследуя различные инструменты. Сравните в качестве примера два сайта на картинке ниже и подумайте, какой из них понравится вам больше при первом посещении?


Конечно, первый сайт предлагает куда больше продуктов, но он перегружен контентом. На нем слишком много информации, на которой может остановиться глаз. Второй сайт имеет чистый современный минималистичный дизайн и четко говорит мне, что он предлагает. Он практически умоляет меня исследовать продукты и узнать о них больше

Ссылки (или не ссылки)

Битые ссылки вызывают у пользователя раздражение, однако относятся больше к функциональному тестированию. Тип ссылок, на который я смотрю, тестируя юзабилити – это то, что вообще не ссылка. Подсвеченный и подчеркнутый текст, на который нельзя кликнуть. По моему мнению, такого на сайте быть не должно, и это уж точно не соответствует распространенному подходу к веб-дизайну. Есть и другие способы выделить важный текст.

Помощь/Контакты

Эта область требует побольше предварительной подготовки. Хочет ли организация, создающая сайт, чтобы пользователи могли с ней связаться? Вашим первичным ответом, вероятно, будет «да, конечно», однако это не все