Что пишут в блогах

Подписаться

Онлайн-тренинги

Конференции

Что пишут в блогах (EN)

Разделы портала

Про инструменты

Лучшие вакансии

.
Что юзабилити-тестирование может рассказать о вашем бизнесе
15.11.2018 11:22

Автор: "Лаборатория качества"

Оригинальная публикация

Приходя на новый проект, команда «Лаборатории качества» всегда закладывает время на первичное знакомство с ПО, даже если клиент уверяет, что «документация полнейшая», а «продукт простейший». Мы вежливо киваем, но предупреждаем, что в течение одной-двух недель наши инженеры по тестированию будут регулярно забрасывать «очевидными» вопросами всех, до кого смогут дотянуться. Потому что никаких «очевидных» вопросов и «само собой разумеющихся» ответов не существует, идет ли речь о стандартном банковском ПО или простом интернет-магазине. Вскоре и сам заказчик начинает понимать, что сервис кажется простым только ему и разработчикам. А вот тем, кто видит его впервые, многие решения могут показаться, мягко говоря, не очень понятными и логичными.

Примерно так описываются первые впечатления

В этом материале мы расскажем сразу о двух достижениях нашей команды, которые на первый взгляд кажутся не связанными друг с другом. Действительно, какое отношение юзабилити-тестирование имеет к составлению первичной документации? Но если подумать, то именно проколы при ее подготовке чаще всего и приводят к дорогостоящим переделкам программного обеспечения в будущем. Но обо всем по порядку.


Как получить юзабилити-тестирование, а не набор чьих-то мнений

Иногда что-то может казаться простым и понятным…


…пока не появляется что-то по-настоящему простое и понятное.

Ситуация: к нам пришел заказчик, заинтересованный в услугах по функциональному тестированию. Ни о каком юзабилити-анализе на первой встрече речи не шло. Мы приступили к работе. Однако инженеры по тестированию быстро заметили, что многие стандартные функциональные блоки реализованы на сайте нелогичным или не до конца понятным пользователю образом. К примеру, потенциальные покупатели не понимали, как работает меню, а когда открывали корзину, то не могли быстро оформить заказ и узнать, когда же он будет доставлен. Мы поняли, что, сконцентрировавшись исключительно на функциональном тестировании, отходим от самого понятия Quality Assurance, где первое слово переводится как «качество». И если сервис клиента работает корректно, но каждый пятый покупатель не понимает, как им пользоваться — то зачем мы вообще нужны на проекте?

Наше решение: чтобы показать клиенту обнаруженные проблемы и пути их решения, мы провели юзабилити-тестирование части продукта. Для начала мы прояснили основные задачи сервиса, что помогло точнее определить целевую аудиторию. Затем составили ролевые модели, что улучшило понимание конечного потребителя. А в финале подготовили стандартные поведенческие сценарии и предложили пройти по ним потенциальным покупателям. Сразу оговоримся: средний представитель целевой аудитории — молодой человек, который довольно часто серфит в интернете и не боится онлайн-сервисов. И именно среди таких людей мы провели несколько серий тестов, позволивших выявить слабые стороны сервиса. Мы подготовили список проблем и путей их решения и передали заказчику.

Абстрактный портрет одного из представителей нашей ЦА и несколько его характеристик:
Дмитрий, 31 год, хозяин сети кофеен, вегетарианец, часто заказывает еду c помощью смартфона, придирчив к качеству продуктов…

Далее мы дадим несколько советов, как получить максимальный эффект от юзабилити-тестирования.

Всегда требуйте аудио и видеозаписи работы с респондентом

Мы прекрасно понимаем, почему юзабилити-тестирование до сих пор считается чем-то схожим с шаманством, если не шарлатанством. Достаточно взглянуть на это со стороны заказчика: приходят какие-то люди и говорят, что по результатам какого-то там анализа они выяснили, что в его продукте есть такие-то недочеты. И теперь эти недочеты нужно срочно исправить, что потребует дополнительных вложений в разработку и тестирование. А твое ПО, вроде как, и без этого неплохо работает.

Реальные эмоции реального респондента, разрешившего разместить фото в нашем блоге :)

Но стоит несколько раз увидеть, как с вашим сервисом взаимодействуют реальные люди, с какими трудностями они сталкиваются, как из чего-то мифического и недостоверного юзабилити-тестирование превращается во вполне понятный и адекватный механизм оценки качества текущей версии продукта. Плюс видеозаписей состоит еще и в том, что аналитики всегда могут несколько раз пересмотреть тесты различных групп пользователей и точнее понять, в чем заключается ключевая проблема сервиса. Иногда достаточно исправить всего несколько UI-багов, чтобы получить значительный рост конверсии потенциальных покупателей в реальных.

Всегда требуйте сравнение по GOMS с конкурентами

Чтобы точно понять, насколько ваш продукт отстает от конкурентов, необходимо провести анализ эффективности пользовательского интерфейса (GOMS) и сравнить его результаты со схожими сервисами. На проекте, о котором идет речь в этой статье, результаты были неутешительными. Люди не понимали, как с