Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Тестирование удобства использования и доступности
31.07.2019 00:00

Автор: Кристин Джеквони (Kristin Jackvony)
Оригинал статьи: http://thethinkingtester.blogspot.com/2018/09/usability-and-accessibility-testing.html
Перевод: Ольга Алифанова

Тестирование удобства использования и доступности – это два зачастую игнорируемых типа тестирования приложений. Тестирование удобства использования относится к пользовательскому опыту и проверяет, насколько приложение легко в использовании и интуитивно понятно. Тестирование доступности проверяет, насколько легко пользователям с ограниченными возможностями взаимодействовать с приложением. Об обоих типах – в сегодняшней статье.

Тестирование удобства использования

Тестирование удобства использования часто называют тестированием пользовательского опыта (UX), и в компаниях покрупнее есть специальные UX-дизайнеры, чья цель – сделать приложение приятным и удобным для пользователей. Даже если в вашей команде таких дизайнеров нет, проверка приложения с учетом качества пользовательского опыта – всегда хорошая идея. Вот четыре способа это сделать:

  • Разузнайте об ожидаемых пользовательских сценариях. Как правило, в процессе тестирования приложения мы используем его не как обычные пользователи, концентрируясь единовременно на одной функции или странице. Хорошая стратегия – выяснить, как приложением будут пользоваться реальные люди, и прогнать его по этим сценариям. К примеру, если приложение позволяет покупать билеты в кино, то пользовательский сценарий может быть таким: авторизация, просмотр доступных фильмов, просмотр времени показа для одного из них, выбор времени показа, нажатие на кнопку оформления заказа, добавление информации о кредитной карте, и завершение покупки. Проходя через подобные сценарии, вы можете выявить моменты, где удобство использования будет не на высоте.
  • Проходя по пользовательским сценариям, ищите ситуации, требующие множества кликов или шагов. Можно ли выполнить это при меньшем количестве кликов? На этой неделе мой муж искал в сети новую машину. Он зашел на сайт производителя и просматривал разные модели. Каждый раз, когда он переходил на новую страницу, ему предлагали ввести почтовый индекс заново. Не очень-то удобно!
  • Протестируйте новую фичу до того, как узнаете, что она должна делать. Эта стратегия сейчас почти не используется в связи с популярностью тестирования через разработку. Даже если ваша компания не пользуется TDD, вы, возможно, присутствуете при обсуждении новых фич. Однако я обнаружила, что довольно полезно взглянуть на фичу, мало что о ней зная. Именно так будут поступать ваши пользователи, поэтому все, что смутит вас или покажется вам сложным, вероятно, покажется непонятным или сложным и им тоже. Альтернатива тестированию при отсутствии знаний о функции – это попросить кого-то, кто никогда не пользовался приложением, погонять его. Мужья и жены, соседи, друзья и представители нетехнических команд вашей компании – отличные кандидаты. Наблюдая, как они пробираются сквозь сайт, вы можете найти места, непонятные интуитивно.
  • Тестируя, проверьте, можно ли сделать все при помощи только клавиатуры или только мышки. Люди, широко пользующиеся приложениями, хотят иметь возможность использовать их максимально быстро. Хороший пример – представитель службы поддержки, которому приходится заполнять формуляр по каждому обратившемуся. Если они вынуждены печатать в каждом поле, а затем мышкой кликать по кнопке отправки – это потеря их времени. Если форму можно отправить через Enter, рукам не придется покидать клавиатуру.

Тестирование доступности

Тестировать доступность важно, потому что 15% населения каким-либо образом ограничены в возможностях, а мы хотим, чтобы нашими приложениями пользовалась максимально широкая аудитория. Три основных типа тестирования доступности – это визуальная доступность, доступность подвижности, и аудиальная доступность. Вот несколько советов по каждой:

Визуальное тестирование:

  • Достаточно ли крупен текст, виден ли он большинству пользователей? Можно ли его увеличить при необходимости?
  • Есть ли у изображений текстовые описания, чтобы пользователи, использующие преобразование текста в речь, поняли, что находится на изображении?
  • Достаточно ли четкие в приложении цвета, не смутят ли они дальтоников? Этот полезный сайт позволяет загрузить скриншот приложения и посмотреть, как оно будет выглядеть с точки зрения дальтоника. Я загрузила туда скриншот своей ранней статьи, и вот как выглядели бы кнопки с точки зрения дальтоника, не различающего красный и зеленый:

Тестирование подвижности:

  • Не требует ли ваше приложение каких-либо сложных последовательностей "кликнуть и перетащить" или "подсветить и кликнуть"? Представьте, как тяжело это выполнить тому, у кого всего одна рука, или человеку с плохо работающими пальцами. Можно ли изменить приложение таким образом, чтобы эти действия выполнялись легче?
  • Легко ли кликать по вашим кнопкам и ссылкам? Если кнопки чересчур маленькие, человеку с ограниченной подвижностью будет трудно нажать в правильном месте.

Аудиальное тестирование:

  • Есть ли в вашем приложении видео? Есть ли у них субтитры, чтобы плохо слышащие люди поняли, о чем там говорится?
  • Есть ли в вашем приложении места, полагающиеся только на звуковые эффекты, чтобы донести пользователю, что происходит? Попробуйте воспользоваться приложением, выключив звук. Не упускаете ли вы какую-то информацию, прогоняя свои сценарии?

Мы, как тестировщики, хотим, чтобы пользователи получили максимальное удовольствие от работы с нашим приложением. Удобство использования и доступность помогут убедиться, что пользователи достигнут своих целей в приложении эффективно и легко.

Обсудить в форуме